Доступная среда
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью,
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей
Федеральные документы
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ (копия)
- Памятка по правам семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов)
- Инклюзивное дошкольное образование
- Правила этикета при общении с инвалидом
- Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
- Принципы инклюзивного образования
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры
Результаты обследования территории, прилегающей к зданию
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образованичя
Организация доступного образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении №136 г. Липецка в настоящее время функционируют 12 групп, в шести из которых воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья - 3 логопедические группы, 2 группыдля детей с РАС, 1группа для детей с ЗПР.
С деятельностью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №136 г. Липецка можно познакомиться в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://136.lipetskddo.ru (сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения).
Наш объект расположен по адресу: 398036, г. Липецк, проспект 60 лет СССР, д.29.
Предоставляемые в нём услуги имеют доступность для инвалидов и детей с ОВЗ в специально выделенных помещениях:
- в дошкольном образовательном учреждении созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, связанными с нарушением речи, расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития;
- ДОУ укомплектовано опытными педагогическими работниками (учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, воспитателями, инструктором по ФК, музыкальными руководителями, тьюторами), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
На все интересующие Вас вопросы можно получить квалифицированные ответы от специалистов дошкольного образовательного участия.
В дошкольном образовательном учреждении созданы следующее условия:
- обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию ДОУ: при входе на территорию через калитку;
- обеспечена возможность беспрепятственного движения внутри здания (расширенные дверные проёмы);
- установлен пандус из ПВЛ с поручнем из нержавейки;
- имеются откидные алюминиевые аппарели с пристенными поручнями из нержавейки;
- имеется тактильная вывеска и мнемосхема тактильная;
- установлена система вызова персонала.
В случае невозможности (отсутствия времени) посетить ДОУ можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ:
- изучение материалов, подготовленных специалистами по наиболее часто задаваемым родителями (законными представителями) вопросам, http://136.lipetskddo.ru;
- консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту дошкольного образовательного учреждения mdoulip136@yandex.ru, mdou136lip@yandex.ru;
- телефон доверия (горячей линии) по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья : 41-72-32, а также контактные телефоны руководящих работников, расположенные на сайте: http://136.lipetskddo.ru.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, тьюторов) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов ДОУ;
• проводит консультативную работу с родителями и др.
Учитель -дефектолог:
• выявляет неблагоприятные варианты развития и определяет образовательные трудностей ребенка;
• составляет индивидуальные программы развития;
• изучает динамику умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
• отслеживает соответствия выбранных форм, методов и приемов обучения реальным достижениям ребенка;
• консультирует педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
• проводит индивидуальные, подгрупповые коррекционные занятия;
• координирует работу педагога-психолога, учителя-логопеда, тьюторов, воспитателей , работающих с детьми с ОВЗ и др.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь) и др., подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов) и др.;
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы и др.
Музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• осуществляет укрепление здоровья детей;
• совершенствует психомоторные способности дошкольников и др.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики и др.
Тьютор:
Организует образовательную среду для дошкольников с РАС:
- проектирование открытой, вариативной образовательной среды;
- повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
- проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
- сопровождение детей в реализации маршрутов;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
- педагогическая поддержка рефлексии дошкольников и др.
Доступная среда Липецкой области
http://dostupno48.ru/
Государственная программа «Доступная среда»
http://www.zhit-vmeste.ru
Меры социальной поддержки инвалидов
http://dostupno48.ru/page_cat_inf-1
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Обучалки и развивалки для детей